Дисклеймер
Для начала стоит сказать, что могучий Dreamcast десять с лишком лет назад я элементарно пропустил. Стыдно, конечно, но не мне одному хватало триллионов игр для первой Playstation. Менять шило на мыло не хотелось, так что «Дрим» появился в моей квартире совсем недавно, когда увлечение консолями оформилось в нечто сознательное, появился своеобразный исторический интерес и желание переигрывать в лучшие вещи из славных девяностых и чуть менее славных нулевых.Ну я и решил идти по порядку, начиная с игр, выпущенных к американскому старту приставки, в легендарную дату 9/9/99. Поэтому сегодня будет первое приключение Соника на 128 битах, а потом все желающие смогут прочитать про Shenmue, Headhunter… и понесется, надеюсь. Впрочем, вернемся к нашим милым разноцветным животным.
Оправданные надежды
После того тихого ужаса (оставим за скобками Sonic Jam), который представляли собой игры про синего сверхзвукового ежа на «Сатурне», Sega просто обязана была выдать что-то впечатляющее на Dreamcast, чтобы попытаться вновь расположить к себе утраченную было install-base. Так я думал, приступая к Sonic Adventure, исполненный надежд и слепой веры, что разговоры на тему «3D убило синего ежа» — наглые спекуляции сонибоев и разочаровавшихся в «Сеге» перебежчиков. Не тут-то было.Конечно, в годы Билла и Моники такая графика должна была поражать. Что там у нас было эталонным внешне 3-D платформером на конец девяностых? Банджо с его другом Казуи? Не смешите меня размазанными на весь экран текстурами. Все эти ваши бандикуты и фиолетовые драконы даже близко не бежали рядом с переливающимися в лучах солнца гигантскими мертвыми петлями и громаднейшими косатками из первого уровня. Они могли только стоять и смотреть вслед обгоняющему их ежу сотоварищи своими грустными угловатыми глазками. И слушать этот прекрасный саундтрек, сочетающий классические «сониковские» темы с настоящим роком. Но вот геймплей – поначалу его практически не было, запрягало «сверхзвуковое приключение» весьма медленно…
Только спустя 30-40 минут после внедрения диска в привод консоли, где-то на второй зоне (Windy Alley) игра начинает расходиться на полную. Простенькие побегушки начинают разбавляться гиперскоростью, мини-играми, уровни становятся навороченными, ваш персонаж получает дополнительные возможности. В общем, слово Adventure в названии оправдывается не сразу, интересность игры и её мира осознаешь примерно на втором-третьем часу.
Про уродов и зверей
Состоит оный мир из двух равновеличинных секций. Первая называется, собственно, Adventure и представляет собой небольшой город в несколько кварталов с прилегающими окрестностями. В городе мы вольны перемещаться, куда игроку захочется, подбирая предметы и накапливая способности, заходя в различные здания и непосредственно в «Зоны» (Action Stages). А вот уже «Зоны» – это хорошо всем знакомый платформинг, грамотно переведенный в три измерения, но внезапно не утративший скорости, за которую кто-то там боялся.Если я до сих пор ничего не сказал о сюжете, это совсем не значит, что история нова и изобилует повергающими в шок поворотами. Действие как всегда вращается вокруг сбора Изумрудов Хаоса. На сей раз месье Роботник хочет вставить камешки в своего ручного монстра по кличке как раз Хаос (Юджи Нака-сан, где ваша фантазия!?), дабы тот мутировал в непобедимую форму и в стиле Годзиллы сокрушил город. Ну а сонм наших героев пытается остановить это чудовище. Оригинально, право.
По ходу действия к Сонику присоединятся еще пять играбельных персонажей – каждый со своим сценарием и возможностью посмотреть на одну историю с разных точек. Трое из этой пятерки – Тэйлс, Наклс и Эми Роуз – хорошо знакомы игрокам по предыдущим частям сериала. Еще двое – кот Биг и робот «Е-102 Гамма» – новички. Хотя кампании новых персонажей укорачиваются в зависимости от того, насколько близко к развязке появляется тот или иной герой, альтернативные варианты этапов следует признать неплохими за счет изменений в дизайне и цели миссий. Так, «Зоны» Тэйлса являют собой забеги наперегонки с Соником, Наклс должен регулярно собирать кусочки Изумрудов Хаоса, а Биг занимается рыбалкой.
Увы, размеры доступной территории невелики и основной массив времени, потраченного на игру, достигается здесь повторными прохождениями за других героев и добычей «эмблем» за скоростные прохождения этапов. Часть «эмблем» разбросана по миру и зачастую неплохо скрыта. Первое же прохождение – непосредственно в роли синего ежа – занимает часа четыре чистого геймплея. И это максимум. Добавляем к этому катсцены, которые нельзя пропустить, – получаем пять часов игрового времени. Сценарий за робота, с другой стороны, проходится за полтора часа. Сколько уйдет на получение секретной концовки – прикидывайте сами, но едва ли меньше 14 часов.
Мини-минусы
Долгие попытки найти у игры реальные недостатки ничем не увенчались, поэтому скажу только про вечных спутников жанра – камеру, хитрые повороты которой будут стоить вам нескольких (десятков) жизней и крайне редкие проседания скорости в некоторых местах, заметные лишь особо придирчивому взгляду.По игровому же процессу претензий всего две, но и они скорее носят субъективный характер. Первая: низкий уровень сложности. Тут все понятно, аудитория игры – дети, их и так в школе напрягают, не слушайте старческие брюзжания двадцатипятилетних ветеранов геймерского цеха.
Претензия номер два уже озвучивалась выше: геймплей нам выдаётся понемногу, между гигантскими по продолжительности и сомнительными по нарративу заставками на движке. Вот, ребятки, – пять минут бега, – тут пару раз нажмите на кнопку, чтобы босса победить, смотрите-слушайте увлекательнейшие диалоги – еще пять минут, теперь покружите немного по городу в поисках новой зоны. Под конец игры уровни становятся больше и насыщеннее, но иногда доходит до маразма. В первые полчаса за «Е-102» непосредственно управлять милым роботом позволят всего минут 10, которые распределены между двумя коротенькими «Зонами» и двадцатисекундной битвой с боссом.
За пределами заставочно-бегательных упражнений вашему вниманию предлагаются мини-игры. Здесь и пинбол – прекрасный способ набить полдюжины жизней, и гонки, и даже предел мечтаний японских девочек – тамагочи. Да еще какой! На местности изредка можно найти яйцо неизвестного жывотного. Доставленное в специально отведенные для этого комнаты, яичко превращается в маленькое забавное создание небесного цвета – Чао. Теперь можно заниматься выращиванием-прокачкой питомца.
Чао требует кормежки, он может играть со зверьми, освобожденными из роботов (приносятся в Чао-Сады после прохождения Action-зон). Всё это придумано для того, чтобы наш маленький подопечный победил в гоночных состязаниях со своими собратьями и принес нам всё те же «эмблемы». Чао можно переместить на VMU – и следить за ним там. Собственно, Чао-Сад и затачивался под Visual Memory, его даже мини-игрой называть стыдно – на черно-белом «Геймбое» выходили проекты и похуже.
Итого
Экстерьер Sonic Adventure прекрасен, особенно если помнить, что это игра первого поколения. Cаундтрек стал эталоном для серии, но, самое главное – Sonic Team сумели вернуть те самые ощущения какого-то безумия, когда реакция едва успевает за персонажем, того, что не дает ни один «Остров Йоши» или там, допустим, Rayman. И всё было бы просто чудесно, если бы не дозированные подачки «самого главного» и необходимость повторных прохождений. А так получается, что основное удовольствие, которое тут получаешь – рационально, оно сугубо эстетическое, а сногсшибательный игровой процесс порой прячется где-то на втором плане, за кучей персонажей с их непохожими друг на друга уровнями, полуоткрытым миром, мини-играми и Чао-садом.Кому-то такое положение вещей безумно понравится (оно таки позволяет подольше остаться в полюбившемся мире), кто-то из игроков старой закалки (кивает в свою сторону) будет не совсем доволен. Лично я всегда предпочту три новых, оригинальных этапа шести уже виденным. Но завалить общее впечатление о Sonic Adventure как об одном из лучших представителей трехмерных платформеров такой «подаче материала» не получится.
В общем, если вы не видели Sonic Adventure , достаньте из ящика/возьмите у друга/купите где-нибудь Dreamcast или скачайте хотя бы эмулятор и насладитесь всамделишным Соником в 3d. Если вы уже приобщились некогда к этой замечательной игре, то, надеюсь, вам удалось хорошо поностальгировать с моей подачи. В любом случае, задавайте вопросы, комментируйте, мне интересно узнать, подходит ли Gamer.ru такой формат ревьюшек. А я пойду внедрять в привод Soul Calibur.