Detroit: Become Human. Разделенное человечество
Год 2038. Пора великих инноваций и технического прогресса. А также это время хаоса и заговоров.
Вот так, изменив всего две цифры в написании года, мы пристроили вступительную речь Адама Дженсена к обсуждаемой сегодня игре «Detroit: Become Human», и речь подошла практически идеально. Мир киберпанка в этих играх показался мне очень схожим, даром что в местном Детройте нет золотого фильтра.
Началось все с того, что 2038 году, крутой изобретатель и любитель оставлять лазейки в программах, Элайджа Камски, создал голубую кровь и смог оживить искусственных людей. Благодаря этому мир получил послушных андроидов, а мы минимум 15 часов захватывающего приключения. Кое-какие недостатки все же есть, но игра просто не давала отвести от себя взгляд. Это настоящий интерактивный фильм, который интересно пересматривать несколько раз — от каждого прохождения меняются ветви сюжета и вот мы уже смотрим совершенно другую картину. Да, от нас только и требуется нажимать на кнопки, периодически проверяя свою реакцию, но все это переплетено в сплав интересных сюжетных сценариев, хорошего экшена и интриги: кто же из персонажей останется в живых?
Так как повествование ведется от лица андроидов, игрок получает несколько способностей, доступных только искусственным людям: страдать от синдрома поиска глубинного смысла жизни, испытывать глубокие душевные терзания, вести глуповатые диалоги, совершать идиотские поступки… и здесь я вижу, что андроиды похожи на людей даже больше чем кажется. А если серьезно, то вот какие фичи получает игрок:
а) Детективное зрение. Позволяет воссоздать виртуальную картину происшествия или преступления из маленькой песчинки. Этим пользуется Коннор.
б) Программируемые действия. Когда андроид предлагает совершить некие действия с выбором из двух и более вариантов. Например: чтобы преодолеть пропасть можно просто пробежав и прыгнув, или оттолкнувшись от стены, или перебежав через строительные леса и так далее, при этом мы можем виртуально просматривать результат нашего действия. В случае успеха всю цепочку движений можно совершить нажатием одной кнопки.в) Промывка мозгов. Дотронувшись до другого андроида персонаж Маркус может переманить его на свою сторону. Здесь все просто — подошли к неподвижно стоящему пациенту, нажали на кнопку и протагонист касается его с подобной фразой: «Проснись! Ну ты и соня. Тебя даже вчерашний шторм не разбудил...» г) Чтение памяти. Опять же, дотронувшись до андроида персонаж Коннор может прочитать его память и увидеть действие его же глазами. Во время драк или погонь включаются классические QTE-вставки, где ни в коем случае нельзя хлопать глазами, если вы не желаете плохой судьбы своему персонажу. На компьютере все предельно просто: чаще всего мне нужно было нажимать только две клавиши - «S» и «D». Здесь проблем у меня не возникло, не зря же я выбрал самую простую сложность. Хотя, в сцене погони Коннора за любителем голубей, я изрядно напортачил и не догнал его.Давайте поближе познакомимся с основными действующими лицами.
1. Коннор. Робот-полицейский.
Андроид, которого прислали помочь полицейскому Хэнку Андерсону в поимке девиантов. Девианты — это те же андроиды, но с активной гражданской позицией, которые почему-то захотели стать свободными от людской власти.На мой взгляд, история Коннора вышла чуть интереснее остальных, его приключения наполнены и сбалансированы идеально. Напарник Коннора, человек Хэнк Андерсон — скрытная личность, эдакий типаж ворчливого детектива-пьяницы с драматическим прошлым, о котором он никому не рассказывает. С ним приятно вести диалоги и устраивать словесные перепалки, он живой персонаж. О Хэнке хочется узнать все, а как получаешь нужные данные, тут же проникаешься его личной трагедией.
Сюжетная линия ни разу не проседает (за исключением скучноватых эпизодов в саду у Аманды). Диалоги, погони, драки, детективные эпизоды — все это сконструировано так лихо, что ждешь нового эпизода с Коннором затаив дыхание.
После каждого неудачного эпизода, заканчивающегося смертью главного героя, я спешил переиграть сценарий. Как оказалось — волновался я напрасно, так как Коннор обладает своим секретом долголетия.
2. Маркус. Храброе сердце.
Все умирают, но не все живут по-настоящему. Беззаботная жизнь сиделки у талантливого художника-инвалида прервалась при трагических обстоятельствах. Маркус оказался несправедливо обвиненным и брошенным в яму, в прямом смысле слова, откуда он выбрался с горящим желанием побороться за права андроидов и забрать кусочек свободы у обнаглевшего человечества.Здесь я вижу параллели с Уильямом Уоллесом из фильма «Храброе Сердце», потому как герой Мела Гибсона тоже поднял свой народ против угнетателей.
В этой истории вам покажут, много раз, как плохо живется угнетаемым андроидам. Как только Маркус добирается до логова девиантов под названием «Иерихон» (сцены первого посещения корабля, по нагнетанию жути, очень уж напоминают моменты из третьего Silent Hill), он получает под управление диверсионный отряд. Со временем отряд увеличивается, как и масштабы выступлений искусственных людей. В один момент я решил сделать из Маркуса мученика и принес его в жертву ради своего народа, как это сделал Уильям Уоллес. Как оказалось — все мои старания напрасны и мои бестолковые подопечные потерпели поражение; мир с людьми так и не воцарился, а я лишился интересной сюжетной линии за Маркуса.Подопечные Маркуса оказались не только бестолковыми, бессильными, но и пустыми. Их истории, как ни напрягайся, не выдавили у меня слезу. Любовную линию натянули не к месту (можно было и без нее обойтись), а душевные метания Маркуса о том как тяжело давит бремя ответственности, прямо-таки заставляют физически ощущать словно у вас за спиной стоят разработчики и тыкают пальцем в монитор со словами: "Смотрите, андроиды прямо как люди!".
Есть в сценарии Маркуса чрезвычайно захватывающие миссии! Я оказался в восторге от того как разработчики показали свалку вышедших из строя андроидов и от постановки шпионского эпизода с захватом телебашни.
3. Кэра. Очень плохая горничная.
Андроид-горничная, которую привозит домой мужчина с синдромом неудачника, очень проникается к его дочке по имени Алиса. В момент очередного припадка агрессии у хозяина дома, Кэра решает спасти Алису от подобного существования и увести ее с собой в страну чудес, становясь девиантом.Далее все приключение проходит в духе игры «дочки-матери», когда две девушки путешествуют вместе и Кэра всячески добивается расположения маленькой девочки. Мне очень понравилось проникновенное начало этой истории и эпизод с поиском ночлега на дождливых улицах ночного Детройта — здесь мы наглядно сталкиваемся с широкой вариативностью наших действий. Вспоминаю, как нервничал в моменте, когда полицейский нагрянул в дом Роуз, которая нас приютила, и нужно было в спешке прятать от него все улики пребывания девиантов в этом месте.
Однако, совершенно ненужный твист значительно поубавил мой интерес ко всей этой истории. Сюжетный поворот, связанный с девочкой Алисой. Вообще, это молодая леди выполняет роль морального компаса в путешествиях Кэры: любой наш поступок она оценивает повышением лояльности или снижением оной. Сблизиться с Алисой крайне легко — здесь нужно выполнять очевидно хорошие, в моральном плане, действия. Только сама Алиса неинтересна как личность, она лишь отвечает на действия Кэры и обделена какой-либо харизмой. Я с трудом пытался сопереживать этой обездоленной маленькой девочке, но когда выяснилось, что она не та, кем кажется, для меня вообще пропал всякий интерес.
Я хотел увидеть отношения робота и ребенка и получить ответы на глубокие моральные вопросы: как искусственный человек можем заменить родителя, стоило ли вообще выдергивать ее из мрачного, но теплого и почти безопасного жилища, зачем таскать ее с собой в опасном путешествии, когда можно было просто оставить на попечении у хороших людей и т. д. Окончательно раскрывшийся на корабле «Иерихон» новый секрет отбросил все вопросы.
Давайте коснемся управления, прежде чем я подведу итог. Приставочное управление (данная игра была эксклюзивом для PS4) отлично прижилось к клавиатуре и мышке. Никаких проблем у меня не возникло — здесь джойстик вовсе не нужен, в отличие от той же Shenmue III, которая изначально позиционировала себя как игра в том числе и на ПК. Нередко подводила камера, которая частенько мне показывала свою задницу вместо нормального ракурса, но к этому можно привыкнуть. Не знаю, была ли проблема с камерой на приставке. Еще одна претензия к повторному прохождению эпизодов — а именно к малому количеству контрольных точек. Каждый эпизод можно переиграть, чтобы просто посмотреть варианты или перезаписать результат, для достижения другой концовки. Переигровку можно запустить не с самого начала, а с контрольной точки, которая все равно подразумевает большой кусок прохождения и тыканья по клавишам. Было бы здорово, если бы эти контрольные точки попадались чаще или добавили возможность сохранения/загрузки при повторном прохождении эпизода.
Хотел Дэвид Кейдж и Quantic Dream создать эпик о противопоставлении человека и созданной им машины, которая обрела сознание, но вместо этого вышла драма о том как одни люди угнетают других. Палку с очеловечиванием андроидов перегнули, и свернули в крендель, да так, что надо еще доказать - были ли вообще здесь андроиды? Механические люди проявляют искренние человеческие эмоции, они действуют как люди, умирают от потери крови (и выживают от доливания оной) и даже реакция на боль нет-нет но проявляется как у людей, особенно это заметно во время кинематографических сцен. Оторвал светодиод от виска — и ты полноправный член человеческой общины, только хитрые приборы узнают что ты девиант и беглая машина. Я понимаю, какую параллель проводят разработчики: в роли девиантов выступают все угнетенные классы, расы и сексуальные меньшинства. Для того чтобы это понять, для того чтобы увидеть насколько жестокими бывают люди, мне не нужно играть в игру, достаточно посмотреть на улицу или включить телевизор. От игры я хотел получить новый опыт и ответ: как мы сможем уживаться с искусственным интеллектом, обрётшим сознание? Ответ я получил, но смазанный.
Вышеописанный абзац не означает разочарование от игры. Detroit: Become Human мне страсть как понравилась, я в восторге от игры, несмотря на то что концовки у меня вышли не самые приятные. Местами я оказался растроган, местами переживал за героев и нервно ерзал на стуле. Равнодушным игра меня не оставила, пусть и рассказанная история поднимала заезженные и очевидные темы. Главное что игра глубока и вариативна - наши действия имеют реальные последствия, и за одно прохождение вы не увидите всех масштабов (если не будете использовать подсказки в интернете). Такие проекты уникальны и выпускает их только одна в мире компания. Цените ее.
P.S. Киберлайф подарила вам личного андроида Хлою - во время прохождения вы будете видеть ее в главном меню игры. Она добавит вам несколько приятных моментов. И обязательно пройдите опрос от Хлои.